Через Ахштырскую теснину и ущелье Ахцу. Адлер - Красная Поляна. Часть 1

Дорога в Красную Поляну начинается в Адлере — районном центре города Сочи. Адлер — узел транспортных линий: авиационных, железнодорожных, морских, автомобильных. Воздушное сообщение связывает его с крупнейшими городами нашей страны и некоторыми зарубежными. В Адлере останавливаются поезда, идущие из Москвы, Санкт- Петербурга, Новосибирска, Ростова-на-Дону и других городов.

Долиной Мзымты от Адлера до горного поселка Красная Поляна идет Краснополянское шоссе, своей изумительной красотой ежегодно привлекающее многочисленных туристов и экскурсантов. Из Адлера и Сочи ежедневно отправляются рейсовые автобусы. Для едущих на отдых по путевкам к железнодорожном)7 вокзалу и аэропорту подаются автобусы Центра туризма и отдыха «Красная Поляна».

Первые километры от Адлера автомагистраль идет низиной через селение Молдовка, основанное после окончания Кавказской войны выходцами из Молдавии. Оно протянулось по долине Мзымты на несколько километров. Старожилы помнят, какая здесь в прошлом была заболоченная местность. Тучами водились малярийные комары, укус их вызывал заболевание лихорадкой, от которой умирали и взрослые, и дети. В 1920 году только в сочинских больницах находилось около трех тысяч больных малярией. В 1921 году в городе была создана противомалярийная станция. В 1923 году ее заведующим стал талантливый врач Сергей Юрьевич Соколов. Под его руководством были организованы малярийные станции и пункты по всему побережью. С.Ю. Соколову удалось решить сложную задачу — ликвидировать причину заболевания малярией. С этой целью проводились осушение болот и посадка эвкалиптов, хорошо осушающих почву, в водоемы была запущена небольшая рыбка — гамбузия, уничтожающая возбудителей болезни — малярийных комаров. Лишь в 1956 году появилось официальное сообщение о том, что с малярией полностью покончено. Ушли в прошлое болота. Теперь дома жителей Молдовки утопают в зелени садов и декоративных растений.

У селения Казачий Брод шоссе раздваивается. Влево, вверх по склону Ахштырского хребта, идет старая дорога через село. Прямо к подножию хребта ведет новая широкая автомагистраль, сократившая путь до Красной Поляны почти на 15 километров. Название «Казачий Брод» напоминает о тех временах, когда казаки пользовались здесь удобной переправой через Мзымту. Сейчас правый берег реки украшает новый пейзаж. С дороги хорошо видны строгие ряды прямоугольных прудов крупнейшего в мире племенного форелеводческого завода «Адлер». Это хозяйство организовано в 1964 году. В 1983-м оно получило статус племенного. Путем скрещивания стальноголового лосося и радужной форели здесь впервые создана отечественная порода форели «Адлер». В прудах ежегодно выращивается до тысячи тонн этой ценной рыбы. Растет она довольно быстро. Товарный вес ее достигает 500 граммов. Кроме форели, здесь стали выращивать карпа, амура, толстолобика и карася. В конце 1998 года подводились итоги общероссийского конкурса «100 лучших товаров России». Лауреатом конкурса стала и продукция форелеводческого завода «Адлер».

Минуя форелеводческий завод, дорога проходит через 400-метровый тоннель. Как только выедете из тоннеля, смотрите во все глаза — перед вами предстанет удивительное творение природы — Ахштырская теснина. Будто искусные мастера выложили ее стены и украсили нежной зеленью. Мы на дне теснины. Слева и справа — скалы.

Особой живописностью выделяются на левом берегу Мзымты Корабельные скалы. Кто знает, сколько лет понадобилось реке, чтобы разрезать здесь, горный хребет и пробить себе путь к Черному морю? Несомненно, Мзымта-то это знает. Но, обнажив известняковую толщу хребта, она и человеку позволила заглянуть в каменные страницы геологической истории. Стены теснины состоят из осадочных пород, образовавшихся на морском дне. Постепенно они цементировались и образовали известняки. Внимательно рассмотрев их, вы сможете сделать вывод, что здесь когда-то было море. Археологи говорят, что русло реки в далеком прошлом находилось гораздо выше. И, конечно, не одна тысяча лет понадобилась Мзымте, чтобы пропилить в каменной толще такой каньон. Здесь можно долго стоять и любоваться необычайной красотой теснины.

Чтобы увидеть стоянку первобытного человека — Ахштырскую пещеру, надо проехать до селения Казачий Брод. Мы здесь уже были, но от развилки дороги поехали прямо, к подножию Ахштырского хребта, и через тоннель вышли к теснине. К пещере же от развилки надо проехать влево, по старому' шоссе вдоль села, до места, где дорога делает большую петлю, названную в народе «Тещин язык». Отсюда пешеходная тропа ведет вниз, в сторону реки. Еще немного — и перед нами Ахштырская теснина. Глубоко внизу — наши знакомые Мзымта и Корабельные скалы. Где-то там, за рекой, — каскад водопадов и красивейшее Дзыхринское ущелье. Ступенчатое дно его природа украсила известняковыми пластами. С видовой площадки, где мы находимся, невозможно увидеть ту красоту, которая, несомненно, очарует вас, если вы побываете в ущелье. Для этого желательно выделить день и совершить экскурсию в Дзыхринское ущелье в сопровождении опытного экскурсовода. Вы не пожалеете. А пока пройдите дальше по тропе, петляющей над обрывом: она ведет вниз, к Ахштырской пещере. Стоянка древнего человека в пещере была открыта в 1936 году С.Н. Замятниным и А.П. Красновым.

Крупнейший исследователь древнейшего прошлого человечества, имя которого широко известно как среди российских археологов, этнографов, так и среди зарубежных ученых, Сергей Николаевич Замятнин (1899—1958) писал: «Ахштырская пещера находится в 15 км от Адлера по шоссе на Красную Поляну, на правом берегу Мзымты против села Ахштырь. Она расположена в отвесной скале правого берега Мзымты, на высоте 120 метров над уровнем реки. Доступ в нее возможен только сверху, по узкой тропинке, проложенной по карнизу скалы. Эта большая карстовая пещера коридорного типа имеет две площадки. Первая из них, связанная с тропинкой, древних отложений не имеет и состоит из известняковых плит, слегка покрытых поздними наносами. Площадь ее около 50 квадратных метров. Вторая площадка, связанная с первой проходным коридором, открывает вход в пещеру. Этот проходной коридор имеет 12 метров длины и около 3 метров ширины.

Пещера простирается в глубь скалы на 160 метров, образуя вначале длинный прямой коридор, в который дневной свет проникает довольно слабо, метров на 50. Вторая площадка, а также главный коридор пещеры покрыты мощной толщей отложений».

Обнаруженные в пещере орудия, изготовленные из кремня и кремнистого сланца, остроконечники, скребла, отщипы и пр. говорят о том, что главным занятием первобытного человека была охота. Здесь найдено большое количество костей пещерного медведя, зубра, оленей, диких кабанов, косуль, лисиц, птиц.

Этот памятник древности привлек внимание многих ученых, в том числе и зарубежных. С.Н. Замятнин писал, что Ахштырская пещера специально изучалась с точки зрения истории ее образования известным французским спелеологом Мартелем, описавшим ее как типичное карстовое образование Черноморского побережья Кавказа.

В 1961 г. Северо-Кавказским отрядом Института археологии АН СССР были возобновлены раскопки Ахштырской пещеры. Известные археологи М.З. Паничкина и Е.А. Векилова утверждают, что в Ахштырской пещере впервые на Кавказе вскрыт наиболее полный стратиграфический ряд культурных напластований каменного века от нижнего палеолита до неолита, и благодаря этому Ахштырская пещера заняла среди древнейших памятников этой территории особое место.

Итак, перед нами уникальный памятник древности, находящийся под охраной государства. Входить в пещеру не рекомендуется — это приводит к ее постепенному разрушению. Иногда самодеятельные туристы пытаются взять в пещере на память или для музея образец известняка, что категорически запрещено.

На этом участке творением природы и рук человека создан прекрасный лесопарк «Юбилейный». Он был заложен в честь 50-летия Советской власти. Смешанный широколиственный лес раскинулся на 389 гектарах. Естественную основу парка составляют дуб, бук, граб, клен, ясень. Красивым ярусом тянутся заросли самшита колхидского. Это удивительное вечнозеленое дерево человек оценил еще в незапамятные времена. Из его твердой и очень прочной древесины изготовляли челноки ткацких станков, подшипники и многие другие изделия. В период цветения (март — апрель) самшит придает воздуху изумительный аромат.

Литература
Б.Д.Цхомария. «Красная Поляна».


Читайте статью, посвященую Плато Лаго-Наки

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.