Через Ахштырскую теснину и ущелье Ахцу. Адлер - Красная Поляна. Часть 2

Мимо наиболее живописной части теснины шоссе проходит вдоль правого берега Мзымты и на 22-м километре через небольшой подъем выходит к селению Монастырь. В 1902 году староафонский отец Маркиан и около 30 монахов на южном склоне хребта основали Свято-Троицкий монастырь. Впоследствии он был разрушен, но остатки фундамента и ряды пирамидальных кипарисов сохранились до сих пор.

Рядом с селением находятся Красные скалы. Когда на закате дня они освещаются лучами солнца, то приобретают красноватую окраску и выглядят очень впечатляюще.

Перевалив невысокий водораздельный хребет, отсюда можно; пройти к истокам реки Кудепсты и к знаменитым Воронцовским пещерам.

У селения Монастырь начинается скальный участок Краснополянского шоссе — ущелье Ахцу. Среди памятников природы ущелье Ахцу занимает одно из почетных мест. По своей живописности оно напоминает известное Дарьяльское ущелье на Военно-Грузинской дороге. Шоссе здесь проходит по узкому карнизу, вырубленному в скалах. Его окаймляют бетонные парапеты. Тесно настолько, что машины не везде могут разъехаться. Слева от дороги вздымаются каменные громады, справа — отвесные головокружительные обрывы. Внизу, зажатая в узком ущелье, ударяясь о громадные валуны, прокладывает себе путь седая от пены Мзымта. Красота необычайная.

Вскоре после открытия дороги Григорий Москвич в своем путеводителе по Кавказу напишет: «По смелости своего проложения дорога на Красную Поляну — может занять одно из первых мест среди сооружений этого рода, созданных русскими инженерами».

Скальный участок, протяженность которого четыре километра, — самый эффектный и наиболее красивый на всем пути от Адлера до Красной Поляны. И не случайно он неоднократно привлекал внимание кинематографистов. Отдельные кадры из кинофильмов «Кавказская пленница», «Утреннее шоссе», «Бриллиантовая рука», «50 на 50», «Роман и Франческа», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» снимались в районе ущелья Ахцу. Многое помнят эти суровые скаты, о многом молчат. Немало историй связано с ущельем Ахцу.

Вот и огромная скала, нависающая прямо над головой. В народе это место получило название «Пронеси, Господи!». В одном месте, на недоступной высоте, в расщелине, можно разглядеть два лома. Они — свидетельство тяжелого и опасного труда строителей шоссе. Сооружение дороги началось в 1897 году, и через два года она была открыта для движения. Руководил строительством талантливый инженер-дорожник Василий Константинович Константинов (1867—1920). Его скульптурный портрет, изготовленный из кованой меди А. Тихомировым, установлен на отвесной скале перед тоннелем. Успешно завершив учебу на физико-математическом факультете Петербургского университета, Константинов в 1884 году блестяще защитил диплом инженера, окончив и институт инженеров путей сообщения. В 1896 году ему было поручено строительство шоссе Адлер — Красная Поляна. Это было очень непростое дело. Рабочими нанимались греки и турки, приехавшие сюда на заработки. Подрядчиком на скальном участке был грек К.Х. Акридов, а основными орудиями труда — лом, кирка, лопата. Дорогу укатывали щебнем, его дробили вручную молотом, а затем развозили на тачках. Со стороны обрыва сооружались бетонные парапеты. Нелегко было прокладывать дорогу. На пути оказались сплошные скалы. Киркой и лопатой их было не взять. Тогда стали применять динамит для взрыва скал. Дорога была очень узкой. Следовали в Красную Поляну на лошадях и подводах. Лучшие виды транспорта — линейки, дилижансы, фаэтоны. Извозчики доставляли пассажиров из /Адлера в Красную Поляну за 7—8 часов.

Немало изобретательности пришлось проявить рабочим, монтажникам Краснополянской ГЭС, когда через ущелье Ахцу нужно было провести высоковольтную линию. На узкой ленте шоссе даже не хватало места для установки металлических опор. Одна из опор прикреплена к каменной стене кронштейнами и висит над обрывом. Другие разместились у самой кромки дороги и на противоположном берегу реки. Опоры высоковольтной линии стали своеобразным украшением ущелья.

Постепенно ущелье становится все уже, и вот, наконец, его самая узкая часть. Огромная скала настолько низко нависла над ущельем, что почти касается противоположной стороны. Скалистые стены, точно гигантские тиски, сжимают реку. Неприступные скалы покрыты зарослями тиса, самшита, лавровишни. Поражает удивительная цепкость и стойкость растений. Как и на Корабельных скалах, на совершенно отвесных каменных стенах, где и муравью, кажется, напиться негде, нашли свой приют деревья и кустарники. Как же они растут? Ведь земли нет даже в расщелинах скал. Но корни деревьев глубоко ушли в них. Им, оказывается, хватает и той небольшой влаги, которую оставляют здесь плывущие мимо туманы и отдыхающие на скалах тучи. Это не может не впечатлять. Кроме того, в ущелье Ахцу нашли удобный для себя приют медведи, серны, шакалы и другие звери. Был случай, когда косолапый мишка, проходя по скальной тропе, сорвался с большой высоты и упал на шоссе в нескольких метрах от идущей машины. Водитель резко затормозил, чтобы не раздавить зверя, но, подойдя ближе, обнаружил, что медведь уже мертв.

В ущелье даже в жаркие летние дни сумрачно и прохладно. На мгновение кажется, что узкая лента дороги упирается в тупик, из которого нет выхода. Путь преграждает величественная скала. Строители дороги не смогли обойти ее, и тогда было принято решение продолбить скалу насквозь. Ценою огромного труда люди пробили скалу и проложили почти стометровый тоннель. Перед входом в тоннель бросаются в глаза выдолбленный в скале над обрывом карниз, являющийся свидетельством безуспешной попытки обойти каменную глыбу.

Справау входа в тоннель сохранилась сделанная рабочими ниша, в которой к открытию дороги они установили икону. Проезжающие здесь останавливались, чтобы помолиться.

Сразу за тоннелем в русле реки хорошо видны огромные валуны, меж которых с шумом, в пене и брызгах, несется Мзымта. 13 января 1968 года здесь произошел огромный обвал. Отколовшись от скалы, с большой высоты в реку с грохотом рухнула глыба весом около миллиона тонн. Возникла каменная плотина, на несколько часов совершенно запрудившая реку. Образовалось озеро глубиной более 15 метров. Но просуществовало оно недолго. Вскоре Мзымта промыла запруду, а дно озера заполнила наносами из песка, ила и гравия.

Новый тоннель, производящий незабываемое впечатление, проложен через горный массив Кепша по правому берегу Мзымты на высоте 40 метров над уровнем воды. Протяженность его 2600 м, а ширина проезжей части — 7,5 м. Тоннель оборудован инженерными системами жизнеобеспечения на уровне европейских стандартов. 52 телекамеры ведут наблюдение за движением автотранспорта и состоянием инженерных систем — вентиляционной, энергоснабжения, противопожарной, охранной, связи и др.

Открытие тоннеля состоялось в августе 2005 года при участии Президента России В.В. Путина и, по его словам, обошлось стране в три миллиарда рублей. На пути из Адлера до Красной Поляны пассажиры проезжают через шесть тоннелей, но этот всех восхищает своей оригинальной конструкцией.

Из северного портала тоннеля дорога выходит в долину слияния рек Кепши, Ахцу и Мзымты и через 79-метровый мост минует поселок Кепша. Через два километра дорожный знак указывает путь вправо к небольшом)' селу Чвижепсе, через которое протекает река с одноименным названием. Слева, в километре от шоссе, в роскошном лесу, находится минеральный источник, известный под названием «Чвижепсинский нарзан».

Чвижепсинская углекислая мышьяково-железистая минеральная вода известна давно. Первые гидрогеологические работы с бурением скважин были проведены под руководством известного ученого Н.А. Огильви еще в 1935 году. Вода вскрыта на глубине от 300 до 700 метров. Бьющая фонтаном из-под земли, чистая, студеная, она по вкусу напоминает кисловодский нарзан, но более железистая. Раньше здесь был нарзанный завод, и эта лечебная вода поступала в продажу.

Тщательно исследовав источник, ученые доказали, что чвижепсинский нарзан — один из четырех в мире нарзанов, отвечающих требованиям при лечении широкого спектра заболеваний. В сочетании с железом мышьяк стимулирует процессы кроветворения. Специалисты рекомендуют употреблять чвижепсинский нарзан не как питьевую воду, а как лечебное средство, по 100 граммов три раза в день, перед едой. При лечении центральной нервной системы чвижепсинские нарзаны во многих случаях усиливают терапевтическое действие знаменитых вод Мацесты. На выставке минеральных вод в Сочи в 1997 году чвижепсинский нарзан был признан лучшей минеральной водой.

Урочище, где из-под земли, из 6-й и 7-й скважин, на поверхность выходит около 150 ООО литров минеральной воды в сутки, получило название «Медвежий угол». Здесь построен цех по розливу воды «Чвижепсинская».

И снова мы едем по долине Мзымты. От Чвижепсе до Красной Поляны — 15 километров. Дорога постепенно идет на подъем и вьется среди густого векового леса. По ту сторон)' Мзымты тянется лесистый Аибгинский хребет. Над темными массивами пихтовых лесов зеленеют залитые солнцем альпийские лужайки. На берегу Мзымты через просветы между деревьями проглядывает здание Краснополянской ГЭС, через несколько минут справа открывается вид на реку и Греческий мост, а впереди — на мощный акведук, перекинутый через Мзымту. Еще немного езды — оставляем позади быструю речушку Бешенку, бегущую к Мзымте, и горы, в течение часа сжимавшие дорогу, расступаются. Вот и Красная Поляна.

Литература
Б.Д.Цхомария. «Красная Поляна».


Читайте начало статьи "Через Ахштырскую теснину и ущелье Ахцу. Адлер — Красная Поляна"

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.